Кризис затронул три четверти населения России. В том числе и средний класс, который, впрочем, по-своему адаптируется к новой экономической реальности: вместо поиска подработки и повышения квалификации люди предпочитают экономить на всем и выращивать овощи на дачных участках.
Численность тех, кого в разной степени затронул кризис, составляет три четверти населения, причем 27, 5% считают себя сильно пострадавшими. Таковых в октябре оказалось больше сразу на 3%, чем в сентябре, отмечают эксперты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Основная причина недовольства россиян — медленный рост зарплат и непрекращающийся рост потребительских цен.
Еда прибавляет в цене
Предварительные оценки показывают рост заработных плат относительно прошлого года. В сентябре среднемесячная заработная плата составила 36 115 руб., что в реальном выражении на 2, 8% выше, чем в сентябре 2015 года.
С начала года потребительские цены выросли на 4, 5% (октябрь 2016 года к декабрю 2015 года). В том числе цены на продовольственные товары стали выше на 3, 2%, на непродовольственные — на 5, 8%, на услуги — на 4, 6%
Снижение потребления видно и через оборот розничной торговли. За два года оборот в ритейле в сопоставимых ценах сократился на 13, 9% (сентябрь 2016 года к сентябрю 2014-го). Объем продаж продовольственных товаров снизился на 13, 6%, продажи непродовольственных товаров — на 14, 2%. Причем снижение потребления имеет все шансы на продолжение. «В длительной перспективе изменения динамики будут минимальны», — прогнозируют эксперты.
Неудивительно, что среди населения растут негативные оценки экономической ситуации. Представления о сроках выхода из кризиса за истекший месяц (октябрь) также изменились в худшую сторону. Сократилась численность респондентов, считающих, что положение вскоре улучшится либо падение не выйдет за пределы двух лет.
Руcсо туристо сидит дома
Одна из самых пострадавших от кризиса категорий населения — средний класс (Sberbank CIB относит к среднему классу россиян, чей доход превышает 37 тыс. руб.).
Потребление привычных для этой категории населения товаров и услуг неуклонно снижается. Приходится реже отдыхать за границей и на родине, дольше копить на обновление автомобиля, но чаще переключаться в питании с рыбы и мяса на каши и макароны.